Новые и бу запчасти: которые лучше покупать и почему?
Владельцы подержанных автомобилей часто сокращают свои расходы за счет использования бу запчастей. Но бывают случаи, когда лучше доплатить и купить новые детали.
Сегодня ассортимент новых запчастей исключительно широк, а благодаря глобализации многие из них также можно недорого достать из-за границы. С другой стороны, в последние годы в Россию въехало много подержанных автомобилей, закончивших свою жизнь в качестве доноров.
Проблема возникает, когда речь идет о выходе из строя деталей, покупка которых вызывает серьезные опасения с точки зрения долговечности (например, турбокомпрессоры, головки двигателя или компоненты пневматической подвески). Помимо этого, найти замену на подобные детали очень тяжело, а новые стоят целое состояние, особенно если это старый автомобиль.
В случае с некоторыми подержанными автомобилями владельцы сталкиваются с дилеммой – дешевле или дороже? Здесь на помощь приходит классификация GVO, то есть постановление Еврокомиссии, вводящее деление запчастей для автомобилей на:
1. Оригинальные запчасти, поставляемые производителем автомобиля и имеющие его логотип (маркировку OE) – обычно заказываются у сторонних поставщиков, но производители автомобилей несут ответственность за их качество (могут быть установлены на авторизованной СТО в течение гарантийного срока на автомобиль, в рамках бесплатного или платного ремонта);
2. Прочие оригинальные запчасти (маркировка OEM/OES) — имеют качество оригинальных запчастей OE и изготавливаются по тем же спецификациям. Они поставляются в упаковке основного производителя (например, Bosch, Delphi, Hella, Magneti-Marelli, Pilkington, Valeo и др.; также могут использоваться в Авторизованном сервисном центре в течение гарантийного срока на автомобиль, но только в рамках платного ремонта);
3. Запчасти сравнимого качества (маркировка OEQ) — по качеству соответствуют тем, что продаются производителями автомобилей, но не обязательно должны соответствовать тем же техническим и технологическим характеристикам (например, они не должны быть изготовлены из того же материала; также их можно установить в авторизованном сервисном центре в течение гарантийного срока на автомобиль в рамках платного ремонта);
4. Неоригинальные запчасти — т.н. заменители (маркировка АМ), не входящие в первые две группы (нельзя использовать в авторизованном сервисном центре в течение гарантийного срока на автомобиль).
На практике стоит покупать запчасти из двух средних групп. Но в случае деталей OEQ вам следует узнать мнение о данном производителе и убедиться, что поставляемые им элементы качественные. Следует избегать самых дешевых заменителей — как по соображениям долговечности (если деталь выйдет из строя вскоре после сборки, потребуются дополнительные трудозатраты), так и по соображениям безопасности вождения (особенно в случае амортизаторов или тормозных колодок).
Какие детали покупать новыми, а какие можно использовать повторно?
Головка двигателя: можно ремонтировать, если на ней нет трещин (не всегда поддается сварке);
Турбокомпрессор: ремонтировать стоит, если мастерская проводит его комплексную реконструкцию, включающую замену компрессионного колеса, подшипника и сальников;
Сажевый фильтр: здесь пригодится ремонт, но следует выбирать хорошую мастерскую, которая предоставит вам гарантию;
Система впрыска Common Rail и ТНВД: если автомобиль не имеет производственного брака (например, Ford Mondeo III 2.0 TDCi) или неремонтопригодных форсунок (некоторые пьезоэлектрические), эти элементы можно и нужно ремонтировать;
Генератор, стартер: можно ремонтировать или купить готовый, уже отремонтированный — но стоит выбирать товар от известного производителя и с гарантией;
Рулевой механизм, насос ГУР: требует ремонта;
Торсионная балка: можно ремонтировать;
АКПП: можно ремонтировать;
Двухмассовый маховик: ремонту не подлежит, — лучше всего будет качественная замена;
Радиатор: как и в случае с двухмассовым маховиком, лучше заменить его на качественный;
Элементы пневмоподвески: по возможности отремонтировать;
Остальные элементы подвески (втулки, коромысла, амортизаторы) и тормозной системы: лучше всего покупать новые, качественные заменители от проверенных фирм — они существенно влияют на безопасность вождения;
Детали из листового металла, окна, освещение: здесь лучше всего использовать б/у детали (можно найти даже кузовные панели с таким же оттенком краски);
Модули электроники: пока они взаимозаменяемы, выгоднее всего покупать бу;
Уникальные механические и электронные детали (например, вариаторы фаз газораспределения): в этом случае выбор часто ограничивается предложением авторизованной ремонтной мастерской.
Внимание! Чтобы быть уверенным, всегда стоит проверять цену данной детали. Бывает, что мелкие элементы из листового металла или внутренняя отделка дешевле и доступнее в мастерской, чем в предложении продавцов подержанных запчастей.
Итог В случае поломки детали в подержанном автомобиле вы можете воспользоваться услугой СТО. Бу детали также являются хорошей альтернативой, если они не касаются деталей не связанных с безопасностью. Не вздумайте покупать бу подвеску или тормозные колодки — здесь лучше использовать фирменные детали. И только в редких случаях нужно обратиться за помощью на авторизованную СТО.