Как правильно проверять уровни технических жидкостей?
Технические жидкости играют очень важную роль в каждом автомобиле. От их состояния зависит исправная работа двигателя, коробки передач и тормозной системы. Как самостоятельно проверить состояние рабочих жидкостей в легковом автомобиле?
В легковом автомобиле может использоваться до семи типов рабочих жидкостей:
— моторное масло – от него зависит экономичность двигателя, а также долговечность силового агрегата;
— трансмиссионное масло – от него зависит бесперебойная работа коробки передач;
— охлаждающая жидкость – обеспечивает охлаждение и поддержание оптимальной температуры двигателя;
— тормозная жидкость – благодаря ей может работать тормозная система;
— жидкость для гидроусилителя руля – обеспечивает работу гидроусилителя руля;
— жидкость для усилителя сцепления — обычно такая же, как и тормозная жидкость — обеспечивает работу системы помощи при включении сцепления;
— омывающая жидкость – позволяет дворникам очищать передние и задние стекла от загрязнений, в некоторых автомобилях также очищает фары.
Все жидкости периодически меняются. В случае моторных и трансмиссионных масел он указывается производителем автомобиля (например, моторное масло каждые 15 000 км пробега, трансмиссионное масло — каждые 60 000 км в АКПП и каждые 100 000 км в МКПП). Что касается тормозной жидкости, то ее меняют каждые два года. Жидкость усилителя сцепления следует менять аналогичным образом.
Омывающую жидкость меняют сезонно – поздней осенью, зимой и ранней весной используют зимнюю жидкость, в остальном – летнюю.
Что с охлаждающей жидкостью? Если в системе используется универсальная жидкость, ее меняют каждые два года. Если мы используем концентрат, рекомендованный производителем автомобиля, смешанный в правильных пропорциях с деминерализованной водой, он заменяется каждые несколько лет в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля.
Бывают случаи, когда рабочая жидкость не может выдержать рекомендуемый производителем срок службы. Например, тормозная жидкость непригодна из-за повреждения тормозного шланга. Тогда ездить с такой жидкостью крайне опасно, потому что она может закипеть при резком торможении.
В охлаждающей жидкости могут появиться масляные пятна, указывающие на серьезную неисправность двигателя. Моторное масло также может содержать примеси, а само масло может быть разбавлено охлаждающей жидкостью (при повреждении прокладки ГБЦ) или топливом (например, в автомобилях с сажевым фильтром DPF/FAP). Поэтому необходимо как можно чаще проверять состояние рабочих жидкостей.
Как проверить состояние тормозной жидкости самостоятельно?
Тормозная жидкость напрямую влияет на нашу безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Его соответствующий уровень и состояние очень важны. Тормозная жидкость впитывает воду – через неплотности, через гибкие концы тормозных магистралей и т. д. Если содержание воды выше 3%, жидкость необходимо немедленно заменить.
Для проверки состояния жидкости используем электронный тестер. Для этого требуется одна батарейка типа ААА. После снятия нижней крышки погрузите два металлических конца датчика в бачок с тормозной жидкостью и нажмите верхнюю кнопку на датчике. Результат измерения отображается цветными светодиодами.
Как проверить состояние охлаждающей жидкости самостоятельно?
Первым делом (на холодном двигателе) проверяем уровень жидкости. Затем проверяем, нет ли в расширительном бачке примесей – например, пятен моторного масла.
Воспользуемся другим тестером для проверки уровня жидкости. Он измеряет два важных значения. Первый, важный зимой, это температура, при которой жидкость замерзает. Вторая, действующая в течение всего года, — это температура, при которой жидкость начнет закипать. В современных двигателях внутреннего сгорания оптимальная температура охлаждающей жидкости при горячем двигателе должна быть в пределах от 90 до 110 градусов Цельсия (в зависимости от автомобиля). Справятся ли наши жидкости с этой задачей? Перед началом измерения охлаждающая жидкость была нагрета до температуры примерно 50 градусов Цельсия.
Как проверить состояние моторного масла самостоятельно?
В этом случае помимо уровня, мы также проверяем цвет масла. Моторное масло должно быть янтарного цвета. Если оно серого или черного цвета, то масло становиться непригодным. В нашем случае масло темно-янтарного цвета, признаков чрезмерного износа пока нет (10 000 км с момента последней замены на одной машине и 12 000 км с момента последней замены на второй машине).
Нанесите несколько капель нового моторного масла на чистую белую бумагу или хлопчатобумажную ткань (при параметрах, идентичных применяемым в двигателе, для доливки используем масло из малолитровой тары).
Немного прогрейте двигатель, чтобы моторное масло достигло температуры около 50 градусов Цельсия. Затем мы выключаем двигатель и с помощью щупа переносим несколько капель масла на нашу бумагу, оставляя второе пятно рядом с тем, которое сделано чистым маслом. Сравниваем оба. Если пятно отработанного масла серое или черное – заменяйте его.
Берем каплю машинного масла между пальцами и пытаемся их медленно развести. Если, несмотря на это, масло образует между кончиками пальцев «мостик» длиной 2-3 мм, оно еще в хорошем состоянии.
Не забывайте менять жидкости как можно чаще и использовать самые лучшие и рекомендованными производителем автомобиля. Благодаря этому ваш автомобиль прослужит еще не один десяток лет.